Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Апрель » 30

Совершенствование проектного обучения как инструмента профессионального саморазвития будущих специалистов

Гисматуллина Лилия Наилевна,
заместитель директора по УМР
ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»

Востребованность молодых специалистов на рынке труда стала определяться их готовностью к пониманию, принятию, быстрому освоению разнообразных инноваций в той сфере трудовой деятельности, где будут работать молодые специалисты. В связи с этим, к профессиональной подготовке студентов предъявляются все более высокие требования. Ключевыми элементами в подготовке специалистов для регионального сектора экономики является практический опыт, общие и профессиональные компетенции. Эти элементы формируются только через деятельностный подход в процессе практической деятельности. Проектное обучение обеспечивает включение студентов в решение конкретных проблем отдельных предприятий. Студенты с помощью преподавателей колледжа, специалистов предприятий занимаются приобретением набора навыков профессиональной деятельности. Проектный подход в обучении позволяет студентам ознакомиться с особенностями будущей специальности, выполнять реальные задачи и приобретать общие и профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день определено проблемное поле, которое требует принятия стратегических решений:
1. Работодателей не устраивает текущий уровень подготовки кадров в СПО. Когда сегодня работодатели говорят о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны, - это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое другое. Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.
2. Необходимость обеспечения прикладного характера подготовки специалистов, приближение содержания обучения к реалиям производства. Демонстрационный экзамен — форма итоговой аттестации в СПО — не исключение. Он предполагает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач.
3. Низкое качество общеобразовательной подготовки. В последние 20 лет студенты, осваивающие общеобразовательную программу в колледжах, хуже подготовлены, чем их ровесники-школьники. Меры федерального проекта «Профессионалитет» должны повысить качество общеобразовательной подготовки в ПОО, улучшить методики преподавания общеобразовательных дисциплин.
4. Недостаточная интеграция общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. Содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности. Одна из важных целей СПО - внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
5. Невысокие результаты мониторинга сформированности общих компетенций студентов СПО. В колледжах, согласно ФГОС СПО должны формироваться не только профессиональные компетенции, но и общие компетенции. Повышению уровня общих компетенций способствует участие студентов в реальных проектах, программах, проведении различных мероприятий и пр.
6. Одним из основных направлений профессиональной деятельности преподавателя колледжа является организация самостоятельной работы студентов. Общеизвестно, что организация самостоятельной работы, ее планирование, организационные формы и методы проведения на любом уровне образования представляют собой одни из наиболее слабых мест в системе подготовки специалистов. Современные требования к подготовке специалистов при изучении общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей требуют перехода от пассивных форм к активной, творческой и индивидуальной работе с обучающимися путем расширения их самостоятельной работы.

Идея о возможности реализации профессионального саморазвития студентов колледжа базируется на интегративном характере образования и производства. Проектное обучение обеспечивает объединение знаний и практических действий, формирование у обучаемых совокупности обобщенных приемов деятельности, позволяющих осваивать необходимые технологические процессы. Проектная деятельность предполагает целевую подготовку для конкретного работодателя, создание вариативных программ и профессиональных модулей для достижения согласованного заказчиком результата, продукта, решения. Интегративный характер подготовки реализуется путем применения технологии проектного обучения, позволяющей, с одной стороны, разработать и применить единую ориентировочную основу действий для освоения общих и профессиональных компетенций, с другой стороны, формализовать, привести к единой структуре элементы содержания курсов и методы их освоения.

Реализация данной идеи в колледже строится в активном взаимодействии с окружающей средой:
1. Взаимодействие с предприятиями-партнерами (анкетирование, встречи, круглые столы, проектные сессии, консультации, экскурсии на предприятии, организация производственной практики на предприятии, оценка эффективности выполнения проектов).
2. Взаимодействие с преподавателями-наставниками проектов (обучение, планирование проектов, мониторинг и контроль исполнения проектов, консультирование студентов, анализ лучших практик, формирование сводной отчетности по проектам, ведение проектной базы данных, трансляция опыта по реализации проекта).
3. Взаимодействие со студентами-членами проектной команды (анкетирование; обучение; индивидуальные и групповые консультации; встречи с узкими специалистами; предоставление студентам учебно-методических материалов; выполнение работ по проектированию; диагностика уровня сформированности компетенций на этапе предпроектной подготовки и после завершения проекта; обработка, оформление и представление результатов проекта; анализ результатов проектной деятельности).
4. Запуск информационно-методической системы проекта (наполнение страницы официального сайта о проектной деятельности, разработка методических материалов, инструкций, локальных нормативных актов, создание фотогалереи).
5. Формирование специализированного подразделения по управлению проектами - Лаборатории проектов.
6. Масштабирование системы проектного обучения в ПОО Самарской области.

В соответствии с намеченными целями, в ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» началось внедрение проектной технологии обучения с актуализации основных образовательных программ в части синхронизации индивидуальных, курсовых, дипломных проектов, социальных проектов с профессией, запросом экономики, региона, молодежи. С этой целью были проведены встречи с руководителями дипломных проектов, обучающие семинары. На Едином методическом дне ведущие преподаватели представили мастер-классы о реализованных проектах по заказу работодателей, социальных партнеров. Индивидуальное проектирование студентов 1 курса в обязательном порядке имеет профессиональную направленность, тематика индивидуальных проектов включает исследование процессов, явлений, основанных на применении знаний по общеобразовательной дисциплине. Дипломные проекты всех специальностей также имеют реальное проектирование, с решением проблематики, поставленной предприятиями-партнерами.

Другим направлением внедрения технологии проектного обучения стало создание учебно-производственного комплекса на базе колледжа. Материально-техническая база колледжа имеет разнообразный станочный парк и хорошо оборудованные мастерские, что позволяет организовать проектную деятельность студентов с вовлечением предприятий-работодателей. На участке лазерной резки был сначала налажен выпуск сувенирной продукции (медали, номерки для гардеробной колледжа, новогодние елочки, сувениры в Год семьи), на сварочном участке изготовлены арт-объекты цветочная клумба «Фортепьяно», «Лавочки с зонтом и фонарями». Студенты, выполняя данную продукцию, совершенствовали профессиональные компетенции, приобретали навыки эффективных коммуникаций, умение работать в команде. Большое воспитательное значение имеет выпуск продукции для зоны СВО: студенты изготавливали печурки, кошки. Затем, с появлением заказчиков начался выпуск нестандартных деталей.

Для внедрения проектной технологии во внеурочной деятельности были разработаны критерии оценки деятельности руководителя студенческого объединения, кружка, где одним из критериев является «реализация проектной деятельности в студенческом объединении». Таким образом, каждый руководитель кружка был заинтересован в участии студентов в проектной деятельности и вместе со студентами стал готовить проектные и исследовательские работы, которые в дальнейшем участвуют в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Программы студенческих объединений разрабатываются преподавателями на основе организации проектной деятельности студентов. Студенты специальностей дизайн и декоративно-прикладное искусство в рамках студенческих объединений выполняли дизайн-проекты интерьерного пространства по заказу детского сада, колледжа и других организаций.

Таким образом, технология проектной деятельности способствует эффективному приобретению обучающимися общих компетенций, формирует у них навыки проблематизации, целеполагания, планирования деятельности, рефлексии и самоанализа, презентации и самопрезентации. Студенты применяют на практике академические знания; результаты исследовательской и творческой работы находят отражение в их общественной деятельности.

Преимущества проектного обучения очевидны для всех участников образовательного процесса:
для студентов: профессиональная реализация, творческая самореализация, адаптация в коллективе, возможности трудоустройства;
для колледжа: повышается качество и практико-ориентированность профессионального образования, прикладной характер обучения, профессиональная ориентация, повышение уровня активности обучающихся и качества знаний;
для предприятий: получение готового продукта и решение существующих проблем; подбор специалистов на производственную практику и для трудоустройства; выпускники, подготовленные под предприятия на основе дуального обучения или целевой подготовки.

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413».
3. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (Письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 № 05-401 «О направлении информации»).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 06-846 «О Методических рекомендациях по организации учебного процесса и выполнению выпускной квалификационной работы в сфере СПО»
6. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
7. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 августа 2021 г. № Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения.
8. Попова Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №3 (836). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnomprostranstve.
9. Жизненный Цикл Проекта: Простая Формула для Эффективного Управления [Электронный ресурс]. URL: https://blog.ganttpro.com/ru/zhiznenniycykl-proekta-project-life-cycle/
10. Перова В.И. Проектный метод обучения: эффективность учебной и научной деятельности студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-obucheniya-effektivnost-uchebnoyi-nauchnoy-deyatelnosti-studentov.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005. – 556 с. 3
12. Трищенко Д.А. О мотивации использования метода проектного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 349–353. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-349-353
13. Ильин Г. Л. Основные положения проективного образования личности // Наука и школа. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyepolozheniya-proektivnogo-obrazovaniya-lichnosti (дата обращения: 26.04.2022).
14. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnogo-obucheniya.
15. Митрофанова Г.Г. Метод проектов вчера и сегодня // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektovvchera-i-segodnya.
16. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-obuchenie-kak-element-organizatsiiuchebnoy-deyatelnosti-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya.
17. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Левшукова. – Москва: Открытый университет Сколково. – 154 с.


Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar